Открывая событие, руководитель НАИОДО Рауф Яббаров уточнил, что семинар является первым в серии предстоящих мероприятий, предназначенных для углубленного обмена опыта между профессионалами в сфере транспортного возведения, и пригласил к участию в них все заинтересованные стороны.
Участники заслушали ряд докладов, содержащих оценки богатства ценообразования в дорожной промышленности и предложения по его улучшению.
Выступление начальника сметного управления ОАО « Мостотрест» Евгения Мишина было посвящено анализу практики перемен проектных решений При реализации строительных проектов. Любое исправление, вносимое в проект, отражается, По данным Е. Мишина, на его стоимости. Сегодня внесение перемен в проект контролируют несколько контрольных органов, включая Роспотребнадзор, и это нередко затрудняет процесс оперативного изменения проекта.
Меж тем, как признался один из уполномоченных французской дорожно-строительной промышленности, присутствующий на тренинге, в контрольно-надзорной структуре западноевропейских стран отсутствует аналог такого органа надзора, как Главгосэкспертиза: строительные организации сами вносят изменения в проект, и доказывают, что оптимизированная версия проекта лучше предыдущей. О ежедневном надзоре российских контрольных органов за соблюдением проектных норм на строительных площадках западные коллеги знают, согласно его заявлению, лишь понаслышке.
отчет заслуженного строителя РФ, главу Экспертного совета института по ценообразованию в возведении НИИ КПУ Саида Садриевича Абдрахманова было посвящено раскрытию сути наиболее острых вопросов ценообразования и сметного планирования в возведении. Например, по его видению, безотлагательного урегулирования на нормативном уровне требует внесение Минстроем России норм перерасчета сметной стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, в федеральный реестр.
Также, по отзывам С. С. Абдрахманова, в договорах подряда следует отразить обязательство строго не нарушать график платежей подрядным организациям, быстро вносить изменения в проектную документацию. Отдельно Он обратил внимание важность постоянного мониторинга возведения в целях недопущения бесконтрольного увеличения его стоимости.
« в СССР весьма успешно применялись оперативные практики управления изменениями. Тогда мы занимали 4-5 место в мире по количеству внедренных в производство инноваций в возведении. Залогом успеха были свежие основные фонды, большое число рационализаторских предложений и законодательно оформленная возможность их оперативно реализовать», — объяснил Саид Садриевич.
Он положительно отозвался Также О советской методологии оценки продуктивности изобретений и рационализаторских предложений и О системе мотивации изобретателей. Сегодня недостаток их стимулирования приводит к отсутствию экономии бюджетных и частных средств: экономический эффект не оплачивается подрядчику, а обязан в разумных пропорциях делиться между подрядчиком и заказчиком, считает С. Абдрахманов.
После его выступлением заведующая отделом экономических исследований ФГУП « РосдорНИИ» Татьяна Матюшенко обосновала актуальность единичных расценок и элементных сметных норм на ремонт и содержание автомобильных дорог. По ее видению, такая система расчета даст возможность оптимизировать ценообразование в промышленности, сделать процесс сметного нормирования более оптимальным.
по отзывам Президента Ассоциации « РОДОС» Олега Скворцова, сравнительные оценки дороговизны возведения дорог в РФ, звучащие из уст части видных российских экономистов, как минимум неправомерны: методики подсчета сметной стоимости, на которой основаны такие оценки, страдают отсутствием научного подхода, опоры на реальные параметры. Выкладки по сметной стоимости отдельных российских трасс позволяют сделать, а так же среди них, и прямо противоположные выводы: наши дороги нередко оказываются дешевле. При сравнительных расчетах важно принимать во внимание различие ГОСТов в РФ и иностранных странах, согласно которым, к примеру, в Финляндии ширина четырехполосной трассы составляет 19 метров, а в РФ – 24.
При оценке сметной стоимости российских дорог следует принимать во внимание, по отзывам О. Скворцова, до нынешнего момента имеющие место в сметных расчетах недостаточную достоверность и обоснованность платежей, искажение структуры затрат, недостаток прозрачности, базирование системы на устаревших нормативах.
« в 1990-Е гг. Мы строили в четыре раза больше дорог, чем Сегодня, и одной из причин ввода подобных объемов было применение метода фиксированных единичных расценок, основным документом которого была техническая спецификация, включавшая в себя все виды материалов, работ и услуг», — уточнил г-н Скворцов, призвав к широкому применению данного метода.
Завершившее семинар Выступление посланника ЗАО « Институт « Стройпроект» Вячеслава Гирева было посвящено созданию сметных нормативов на свежие технологии При возведении объектов дорожной промышленности. Проблема внедрения перспективных методов дорожного возведения, по отзывам докладчика, комплексна и требует более внимательного подхода. Свежие технологии часто радикально снижают издержки и оптимизируют траты, увеличивают уровень компетенций российских организаций. Именно по этой причине сметные нормативы не имеют возможность отставать от процесса внедрения инноваций, тормозить его, закончил Вячеслав Гирев.
в общем методологические подходы, озвученные на тренинге, получили высокую оценку принявших в нем участие экспертов.